Рассылку ведут
Мастера Айкибудзюцу Сасори-кан: Давыдовский Олег Борисович - 4
дан, Столяров Родион Александрович - 3 дан.
|
Людей делает сила
воли – успех отбирает у человека упорство.
|
|
Убийство.
Гадзан учил своих последователей:
"Те, кто выступают против убийства и кто хочет сберечь жизнь
всем сознательным существам, правы. Прекрасно защищать даже
животных и насекомых. Но что делать с теми, кто разрушает
благосостояние и экономику, кто убивает время? Мы не должны
смотреть на них сквозь пальцы.
Тот же, кто проповедует, не будучи просветленным убивает
Буддизм."
|
Как делаются трюки
фальшивого жесткого цигун?
"Серебрянным копьем и стальной арматуриной
колят четыре человека"
[Инветарь]
Копье - 3 штуки, арматурина - 1 штука.
[Процесс демонстрации]
Исполнитель стоит в центре площадки, с
обнаженным торсом и в тренировочных штанах. Четверо помощников
с копьями и арматуриной в руках стоят сбоку. Продемонстрировав
зрииителям копья и арматурну, исполнитель дает команду
помощникам, и те становятся в определенном порядке. Встав
лицом к человеку с копьем, исполнитель упирает наконечник себе
в солнечное сплетение, сзади второй помощник упирает
арматурину в затылок исполнителю, оставшиеся два помощника
упирают наконечники копий в центр спины исполнителя. Далее
исполнитель начинает двигать ци по телу, четверо помощников
медленно начинают прибавлять силу, неожиданно слышится, как
исполнитель выкрикивает "хай!", оседает корпусом, напрягает
мышцы, помощники разом прилагают силу, и только и видно как
копья и арматурина начинают гнуться, исполнитель стоит и на
нем - ни малейшей царапины, за счет внутреннего ци он
сопротвляется воздействию оружия, а оружие - гнется! Восторги
публики не смолкают, раздается гром аплодисментов.
Однако мы не будем льстиво называть это
"жестким цигуном", ибо это вовсе не является демонстрацией
наработки жесткого цигун, здесь все упирается в исполнителя.
[Что творится за кулисами]
В инвентаре есть некоторые секреты,
рассмотрим его поближе.
Копья - это обычные копья с красными кистями,
но наконечники не являются заточенным, они гораздо тупее чем
обычно. Древко копья - ключ ко всему, нужно чтобы он могли
скручиваться и расщепляться под нагрузкой. С точки зрения
исполнителя, когда один помощник упирает наконечник под
солнечное сплетение, а другие два - в спину, и с силой толкают
копья вперед, то первым делом нажимают тупым концом древка
вниз, в результате чего усилие идет не на острие наконечника,
и тело исполнителя остается в полной безопасности, а древки
начинают сильно изгибаться. Таким образом, контакт тела
исполнителя с наконечником происходит не по острию, а по его
боковой стороне, что, естественно, не может причинить никакого
ранения.
Арматурина - это не совсем обычная стальная
арматурина. Разбирающиеся в металлургии знают, что если
дополнительно отжечь среднюю часть арматурины, то при малейшем
усилии она будет там прогибаться. С точки зрения исполнителя:
после того, как помощник упирает арматурину в затылок
исполнителю и прилагает силу как копьем, то помощник первым
делом нажимает на арматурину вниз, исполнитель одновременно
воздействует головой назад, и под воздействием двух усилий
отожженная средняя часть арматурины легко прогибается, а
помощник еще более толкает вперед, усиливая изгиб и не
причиняя никакого вреда исполнителю.
Кроме того, так как помощники прилагают силу
в противоположных направлениях, то это еще больше облегчает
задачу исполнителя.
На той же самой основе строятся и такие
трюки, как "серебрянное копье колет в горло", "драгоценный меч
колет в солнечное сплетение".
"Спать на кровати из гвоздей под плитой в
тысячу цзиней"
[Инвентарь]
Одна кровать из гвоздей (в деревянную доску
набиваются гвозди остриями вверх), каменная плита - три штуки.
[Процесс демонстрации]
Исполнитель с обнаженным торсом
подпоясывается тренировочным поясом, с грозным боевым видом
выходит на площадку. Выполнив ряд движений цигун, он ложится
на кровать из гвоздей, помощники кладут сверху три каменные
плиты, сверху становится несколько человек (лучше всего - из
числа зрителей). При этом лежащий под таким грузом исполнитель
не меняется в лице, ци проходит по телу, позволяя выдерживать
вес каменных плит и людей, толпа вокруг рукоплещет. Когда
исполнитель легко вскакивает с кровати из гвоздей и
демонстрирует спину зрителям, то видно, что под воздействием
многокилограммовой нагрузк гвозд оставили на теле исполнителя
лишь легкие отметины. Зрители рукоплещут все больше.
[Что творится за кулисами]
Вначале опишем инвентарь.
Кровать из гвоздей: ключ к успеху кроется в
кровати. Из практики известно, что чем плотнее будут набиты
гвозди, тем легче. Обычно один гвоздь приходится на 1-2 см.
Кроме того надо обратить внимание, чтобы все острия находились
на одном уровне, иначе сила будет распределяться неравномерно,
и легко будет травмироваться. Таким образом, когда исполнитель
ложится на кровать из гвоздей - то он ложится все равно что на
ровную поверхность.
Далее, в процессе демонстрации важную роль
играет распределение нагрузки. Из-за особенностей строения
тела каменная плита соприкасается с телом лишь в районе груди
и живота, основная тяжесть приходится на живот, а это место
прикрыто от гвоздей широким поясом; другая часть веса
приходится на живот, а в этом месте сила распределяется еще и
на две руки. Таким образом, воздействие на корпус исполнителя
возрастает незначительно, и гвозди не могут причинить сильных
ранений.
Поняв механизм трюка, можем ли мы отнести его
к "чудесам жесткого цигун"?
"Темный дракон погружается в море - наработка
вырывания гвоздей"
[Инвентарь]
Деревянная доска - одна штука, длинные гвозди
в 4 цуня --- 3-8 штук, платок - одна штука.
[Процесс демонстрации]
Исполнитель взяв доску передает ее публике
для осмотра, а сам сложив руки без двжиения ждет. Затем взяв в
правую руку гвоздь он начинает двигать ци в руку, левой рукой
берет доску, после чего со звуком "хэй!" проложив руку платком
рукой вбивает гвоздь в доску. Тут же исполнитель один за
другим вгоняет в доску другие гвозди, тем временем публика
рукоплещет и кричит "Браво!".
Но исполнитель еще не закончил. Продолжая
движение он направляет ци в правую ладонь. Раздается звук
"энь!", и только и видно как он пальцами правой руки (сквозь
проложенный платок) выдергивает гвоздь из доски, которая
держится левой рукой (публика вновь начинает рукоплескать).
Исполнитель словно стреляет из пушки с выдохом выдергвает по
гвоздю. Зрители видят: в руках исполнителя помимо доски и
платка нет ничего, и рукоплескания такой демонстрации силы не
смолкают.
[Что творится за кулисами]
Вначале рассмотрим инвентарь.
Доска: за одним и тем же словом могут
скрываться разные понятия, доска для демонстрации выбирается
из специального дерева. Если взять доску из тополя, вымочить
ее в воде, то гвозди легко проникнут в нее. В доску из ореха
или ивы гвозди втыкаются с трудом.
Гвозди: перед демонстрацией гвозди
затачиваются и шлифуются до максимума.
Далее, рассмотрим технику исполнения. При
втыкании гвоздя шляпка помещается в платке, острие торчит
между средним и безымянным пальцами, которые сжаты вместе,
правая рука плотно сжата в кулак и с силой втыкает гвоздь в
доску. Вытаскивание гвоздей также осуществляется специальным
методом, бродячие демонстраторы перед демонстрацией готовят
гвозди спецальным образом: клещами берут гвоздь и двигают его
туда-сюда, расшатывая, тогда во время демонстрации он легко
выдергивается, так же можно делать и с только что вбитыми
гвоздями, нужно только правильно прилагать силу, рукой
расшатывая гвоздь, что демонстратор выполняет во время
"накачки ци".
Таким образом, в данном трюке нет ни грамма
"мастерства китайского гунфу".
"На ложе из стекла автомобиль переезжает
тело"
[Инвентарь]
Автомобиль - одна штука, ложе из стекла,
доска (длиной 2,5м, толщиной 5-10см)
[Процесс демонстрации]
На площадке насыпается слой битого стекла
толщиной в 5-10см ("ложе из стекла"), исполнитель выполняет
несколько упражнений цигун и ложится на ложе из стекла.
Помощники кладут на тело исполнителя доску (так, чтобы средней
частью она легла на живот исполнителя) таким образом, чтобы
оба ее конца оказались в воздухе. 3-5 помощников, попрыгав на
доске, демонстрируют зрителям, что исполнитель - готов. Под
вопли ужаса на площадку выезжает автомобиль. Помощник прижмает
к земле один край доски, под крики ужаса автомобиль медленно
движется вперед и колесами одной стороны проезжает по доске,
переезжая через корпус исполнителя. При этом лицо исполнителя
краснеет, он стискивает зубы мышцы всего тела напрягаются
изображая крайнее напряжение. После проезда автомобиля
помощники снимают доску, исполнитель медленно встает, но на
теле нет ран. Зрители рукоплещут и кричат "браво!".
[Что творится за кулисами]
Рассмотрим действие с точки зрения
исполнителя.
Когда доска помещается серединой на живот
исполнителя, один ее конец кладется на землю и автомобиль
начнает заезжать на доску, то так как доска приподнята над
землей, автомобиль перекашивается относительно земли. Чем
больше автомобиль заезжает на исполнителя - тем больше его
перекос. Когда переднее колесо автомобиля переезжает через
живот, то оба конца доски на короткое время оказываются в
воздухе, но очень быстро другой конец доски помещается на
землю. Весь процесс - от заезда переднего колеса на доску до
переезда заднего колеса через живот - занимает минут пять, а
оба конца доски зависают одновременно в воздухе не более чем
на пару секунд. Пусть даже и трехтонный автомобиль будет
заезжать на доску, но так как его левые и правые колеса
находятся на разной высоте, то он начнет перекашиваться, и
основная часть его веса уйдет на землю, лишь малая часть веса
останется на доске, и чем больше этой нагрузки приходится на
точку опоры - тем большая нагрузка приходится на живот
исполнителя, но в момент, когда оба конца доски оказываются в
воздухе, основная часть веса автомобиля распределяется на
землю, и в момент, когда живот исполнителя подвергается
максимальной нагрузке - она не превышает 500кг. Так как обе
руки исполнителя поддерживают доску, то часть нагрузки
приходится на них, потому в момент максимальной нагрзки на
живот она все же не превышает той, которую может вынести
обычный человек без получения травмы.
|
|
|
(Автор этой статьи к школе Айкибудзюцу
Сасори-кан не имеет ни какого отношения .... , но кой какие
его мысли нам показались интересными.)
Как учить боевой
технике?
В последнее время споры вокруг боевых искусств приобретают
все более конкретный характер. Постепенно рассеивается
мистический ужас перед восточными, тайными, истинно русскими и
другими необыкновенными стилями. Хотя иногда по-прежнему
тяжеловато разобраться в нагромождении разноплановой и
разнородной информации, отделить зерна от плевел.
Рано или поздно перед любым серьезно занимающимся человеком
встает вопрос: что истинно, а что ложно? Что ведет к реальному
прогрессу в боевом искусстве, а что лишь фальсификация и
средство обогащения? Без вдумчивого перебора и скрупулезного
анализа фактов здесь не обойтись. Хочу поделиться некоторыми
проблемами, которые встали передо мной в процессе работы над
техникой хапкидо, а шире над боевым искусством. Вообще сразу
надо оговориться: я принадлежу к той категории людей, которые
не делят рукопашный бой на западный и восточный (хотя
определенные различия, естественно, существуют), на древний (а
потому истинный) и новый (поэтому не заслуживающий внимания) а
разделяют, пожалуй, только на дилетантский и профессиональный.
Под профессионализмом здесь надо понимать элементарную
добросовестность и любовь к своему делу.
Что нужно для того, чтобы эффективно действовать в схватке?
Какая-то определенная техника и умение адаптировать ее к
условиям ситуации, что, в основном, зависит от ловкости,
подвижности, реакции, т.е. от культуры движений бойца. Этого
второго слагаемого, о котором часто забывают, мы сейчас и
коснемся.
Первое, с чем я столкнулся в спортзале, начав вести
тренировки, -- это простая физическая неподготовленность
большинства занимающихся. Речь идет не об объеме мышц, а об
умении двигаться, о раскрепощенности и пластике тела. Самая
тяжелая ситуация у молодых ребят, попадающих в секции каратэ и
ушу. Смотришь на их неуклюжие попытки следовать восточным
динамикам сердце кровью обливается. Неестественные ли эти
движения для западного человека в принципе или они не стали
естественными из-за плохого обучения ( либо его
кратковременности) в тему данной статьи не входит. О том,
насколько тяжело учить зажатого и закрепощенного человека
новой технике, я уж не говорю.
А между тем, в реальной схватке, где не обусловлены ни
место, ни стиль, ни ритм ведения боя, именно умение находить
выход из нестандартной двигательной ситуации может иметь
решающее значение, во всяком случае, не меньшее, чем хорошо
отработанная техника ударов и бросков. Где у нас сейчас
преподают пластику, гибкость, акробатику, умение двигаться в
самом широком смысле этого слова? Чаще всего занятия в группах
ограничиваются задалбливанием связок и комбинаций на все
случаи жизни, длинными тао и ката, а в самом простом варианте,
обыкновенной накачкой мышц (не важно какого качества мясо,
лишь бы его больше было). Выгодно отличаются от общего уровня
борцы (акробатика), боксеры (пластика и ритм), люди, сменившие
несколько стилей (различные двигательные динамики).
Как решить эту проблему? Введите на тренировках уже
упоминавшиеся выше акробатику, пластику, подвижные игры (как в
парах, так и массовые), различные прыжки, и через несколько
месяцев зажатого и закрепощенного новичка будет не узнать.
На более профессиональном уровне хочется напомнить, что
боевое искусство это лишь небольшая часть искусства движения
вообще. Посмотрите непредвзятым взглядом на любой спортзал. В
основном инструкторы выделяются среди учеников только
накатанностью приемов. Но плоскость мастерства находится на
другом уровне. Мастер характеризуется не тем, насколько хорошо
он делает свою технику, а тем, как делает движения вообще, в
том числе чужие, незнакомые для него. Вот здесь требуется
действительно ловкость и раскованность тела. К сожалению,
большинство людей застревает на одной и той же двигательной
базе на всю жизнь. Впрочем, каждому свое.
С умением адаптироваться к непредвиденным ситуациям мы
немного разобрались. Теперь перейдем к технике. С ней свои
сложности. Уже ясно, что та техника, которую предлагают
большинство стилей каратэ и ушу, боевой не является. Ныне
пошла мода на боевые школы, предлагающие широкий выбор приемов
для любой критической ситуации. Броски с болевыми ключами и
заломами, приемы против суставов, удары в горло и в пах, по
глазам и по точкам, броски на голову, на колено атакующего,
сворачивание шеи и т.д. и т.п. И восхищенные адепты разевают
рты: Вот это да! Я-то всю жизнь только в челюсть да в
солнышко, а тут... Все хорошо, но из виду упускается одно
обстоятельство: в критической ситуации нагрузка на психику
нарастает лавинообразно, думать там некогда. Так же лавиной
сметаются все верхние этажи сознания, которые знают о технике.
Остается голый навык, отточенный на тренировке до автоматизма.
Как отработать на тренировке до автоматизма рычаг локтя, но в
реальном режиме, т.е. с переломом? А бросок на голову? Или
удар в глаза, пах, горло? Если удар обозначать, получается
бесконтактный стиль под другой вывеской, а если доводить?
Можно ли провести боевой прием на полной скорости и с полным
вложением, не покалечив при том партнера?
Кстати, в этой же плоскости лежит ответ на вопрос: в чем
эффективность традиционного бокса? Для опытных рукопашников не
секрет, что далеко не каждый черный пояс Кёкусин-кай, не
говоря уже о Сётокан, Вадо-рю или Сито-рю, рискнет выйти
против разрядника по боксу. Тот хоть и знает всего три удара
снизу, сбоку и прямой (не хочу обижать боксеров, в их технике
своих тонкостей хватает) зато бьет в полный контакт, с
правильной дистанции, с реальной скоростью. То же самое и с
дзю-до. Броски там подобраны наименее травматичные, но именно
это позволяет отработать их до автоматизма. А в итоге мы
удивляемся, когда адепт прославленного Шаолинь-цюань
отправляется в нокаут от апперкота, а мастер дзю-дзюцу падает
от обыкновенной мельницы. Увы, многолетняя наработка простых
движений часто оказывается эффективнее секретных техник.
Что может приблизить схватку к реальности? Первое, что
приходит в голову это боксерские перчатки. Однако автор не
является апологетом бокса, хотя очень уважает его. Слишком
сильно перчатки изменяют фактуру человеческой руки, выводя из
работы кисть и пальцы. Захваты, естественно, исключаются.
Пространство боя, заполненное четырьмя кожаными шарами,
гораздо теснее реального. Перчатки с открытыми пальцами уже
ближе к правде жизни, хотя тоже не совсем то, что нужно.
Перчатки не решают, к тому же, проблему с приемами на суставы
и сухожилия, т.к. не предохраняют от болевых замков и заломов.
Во вторую очередь, значительно огрубляется ударная техника.
К примеру, грамотный рукопашник знает, что при ударе в лоб по
линии волос кулак столкновения не выдерживает (сомневающихся
отсылаю к классике: Джек Лондон "Кусок мяса"). Хороший шлем
достать не проблема, но удар в скулу - это одно, а в нос - это
другое, т.е. шлем исключает в тренировочной работе такие
тонкости, которые часто оказываются решающими. Тело тоже
неоднородно: солнечное сплетение или печень пробить легко, а
вот пресс гораздо труднее. Нагрудник не дает почувствовать
внутреннюю структуру тела. Другими словами, вместо живого
человека из плоти и крови перед вами возникает движущийся
мешок для отработки ударов.
У работающего в протекторах притупляется чувство опасности.
Это показал опыт многих соревнований, когда борец принимал
встречные удары в момент атаки на нагрудник или шлем и бросал
хорошего ударника. В реальной же ситуации нарваться на
поставленный удар, да еще на встречном движении, -- это почти
конец. И еще в протекторах снижается свобода движений, за
исключением тех случаев, когда бойца обучали двигаться словно
ходячий манекен: колода вместо корпуса и руки-ноги на
шарнирах. Тело неправильно реагирует на пропущенный удар,
отлететь от удара еще можно, а вот загнуться уже не получится.
Одним словом, реальному бою протекторы дают немногое, хотя на
определенном этапе, работа в них может существенно помочь
процессу обучения (всему есть свое место и время, если
правильно выбрать то и другое).
Можно, конечно, сделать антропоморфный манекен, но вот
беда, двигаться он не может. Ультрасовременные западные
изобретения большинству занимающихся не по карману. Да и вряд
ли манекен даже с самой сложной программой сравнится с живым
человеком по непредсказуемости действий.
Попытка приблизиться к реальности была сделана в стилях
каратэ Кёкусин-кай и Асихара. Защитных приспособлений нет,
контакт полный, однако запрещен самый опасный удар - рукой в
лицо! В результате рисунок боя этих стилей выглядит, на мой
взгляд, неестественно. Еще один вариант: подготовить из десяти
учеников одного бойца, а остальные девять пусть залечивают
ушибы, растяжения и переломы, но... где найти девять таких
энтузиастов? Говорят, что выход был найден в
спецподразделениях - работа на "куклах". Но, я, как и
большинство занимающихся боевым искусством, к подобным
структурам не имею никакого отношения.
К упомянутым техническим моментам нужно добавить
психологический аспект. На практике именно он чаще всего
оказывается ведущим. Поэтому по сравнению с теми, кто "точит"
технику в залах, в выигрышной ситуации оказываются уличники,
которые сложными техниками головы себе не загружают. Зато они
психологически чувствуют себя в реальной схватке как рыба в
воде. Слово "реальность" для них - не трудно достижимая
абстракция, а конкретная ситуация, в которой пощады ждать не
приходится. При работе же в зале я на уровне подсознания знаю,
что через полчаса буду сидеть в раздевалке и дружески
беседовать с недавним "противником", вне зависимости от исхода
поединка.
Какой вывод напрашивается из вышесказанного? Создать
реальную ситуацию в спортзале практически невозможно. Вот
рекламировать "единственный и неповторимый боевой стиль"
гораздо легче. Когда еще там доверчивые на собственной шкуре
убедятся.. А пока лишь бы деньги платили.
Чтобы достичь реального прогресса в боевом искусстве,
нужно, в первую очередь, не спешить и осознать, что это путь
мастерства, ПУТЬ по большому счету, дорога на года и
десятилетия регулярных тренировок, поисков и размышлений,
отрешенности и сосредоточенности. За это время тело постепенно
привыкает "держать" удары, разрушительные для
неподготовленного новичка. Просыпается своеобразное
интуитивное чувство опасности, позволяющее не подставлять
голову под руки и ноги противника. Одновременно идет
накопление по крупицам реального боевого опыта. Например, что
такое удар в горло? Это когда 10 минут стоишь над умывальником
и не можешь остановить хлещущую слюну. А удар в затылок? Вот
уж в прямом смысле "небо в алмазах", и перед глазами
вспыхивают радужные круги. А удушение? А перебитая мышца или
попадание по локтевому нерву, когда не мурашки по кисти, а по
ковру катаешься, забыв мгновенно о всяком там поединке.
Мрачная картина? Бой есть бой. Но для этого тоже нужно время,
хотя бы для того, чтобы восстанавливаться после очередных
"крупиц" и готовиться к новым.
В плане психологической подготовки очень многое дает
посещение чужих спортзалов. Там ты хоть и не враг, но и не
совсем друг. Кто знает, чего от тебя ждать? Лучше уж сразу
самим придавить всей атмосферой. Ведь бой - это, в первую
очередь, столкновение характеров, и тому, кто не был в
подобной ситуации, тяжело представить, что такое столкновение
с общей недоброжелательностью целого зала. Недаром было
сказано: дома и стены помогают. Здесь как раз обратное.
В заключение можно сказать, что формирование реального
мастера - это многолетний путь балансирования на грани между
боевым балетом и откровенной дракой. Путь долгий, и идти по
нему действительно дано немногим. Для этого нужно очень любить
свое дело, любить не за крутость или деньги, которые на нем
зарабатываешь... Впрочем, основная черта любви именно в том,
что логически она необъяснима.
Дмитрий МЕДВЕДЕВ
|
|
| Дорогие друзья и
коллеги, давайте поговорим о традиционных и не традиционных
боевых искусствах. Присылайте письма с вопросами, рассказами,
поучительными историями, одним словом пишите о том, что хотели
рассказать, поделиться, задать вопрос , или просто что-то
наболело и нужно поделиться.
***
Я занимался разными видами медитации. И однажды
домедитировался. После двух часов, проведенных в позе лотоса,
я увидел среди яркой медитативной картинки раскрывающийся все
шире черный провал. Меня словно приглашали: "входи сюда". Я
знал как хорошо может быть ТАМ, но не был уверен, что смогу
вернуться ОТТУДА назад. А таких невернувшихся, оставшихся в
другой реальности, я к тому времени уже встречал. Такие люди,
хотя и чувствуют себя очень счастливыми в своем мире, в ЭТОМ
мире выглядят довольно странно. Для простоты их называют
шизиками.
И я не пошел. Черная дыра понемногу закрылась. Но урок (или
предупреждение?) не прошел даром. Я понял, что медитации ради
медитаций не приближают меня к мастерству боя. И что вообще
нельзя достичь чего-то стоящего,свалив в кучу разные вещи -
айкидо, тайцзи, индийскую и тибетскую йогу, цигун.
В. Матвеев
(Москва)
|
|
| |